Русская мужская свадебная рубаха

Русский свадебный наряд

 Русские свадебные народные костюмы представляют особую культурную ценность. Они являются частью истории нашей страны, однако и в условиях современности русские свадебные наряды вызывают живой интерес. Русский стиль, его уникальные свадебные традиции остаются источником вдохновения многих дизайнеров, и, конечно же, современных невест и женихов.

Особенности русского свадебного костюма

Русские свадебные костюмы отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором.

Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным) имела свое значение. К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения.

Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.

русское платье с мстерской вышивкой

В качестве материалов изготовления свадебных нарядов выбирались натуральные ткани домашнего производства — лен, шерсть. Изо льна, тонкого и легкого, выполнялись свадебные рубахи, а сарафаны невест изготавливались из более плотных тканей.

Платье в русском стиле

Выбор материала зависел от достатка семьи невесты. Девушки из богатых семей могли позволить себе одежду из дорогих покупных материалов — бархата, парчи, шелка.

Одежда невест из крестьянских семей шилась из простых тканей, однако она выглядела не менее роскошно — за счет изысканного декора, который являлся воплощением уникального таланта русских рукодельниц.

Как известно, именно крестьянские девушки в совершенстве владели мастерством декора. И наиболее ярко они проявляли свой удивительный талант именно в украшении свадебных нарядов.

Уникальный декор сарафана

свадьба в русском стиле

Основой свадебного наряда невесты на Руси был сарафан. Эта одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, бисером, яркой тесьмой. Самыми красивыми, разумеется, были сарафаны невест из богатых, знатных семей.

Они шились из роскошных тканей, в том числе, из парчи, декорировались натуральным жемчугом, ценным мехом.

Эффектный и дорогой декор делал одежду не только красивой, но и достаточно тяжелой: сарафаны богатых невест могли весить порядка 10 кг и даже больше.

Русский костюм

Поверх сарафана невесты часто надевали укороченные душегреи — одежду, по крою напоминавшую современные жакеты. Душегреи тоже украшались — в основном, канителью, фактурной вышивкой.

Еще один элемент свадебного наряда — венчальная рубаха. В разных регионах страны было принято украшать такую одежду по-разному.

Различались рубахи и по крою: они могли быть длинными, укороченными, узкими, широкими, некоторые предметы одежды имели прорези по бокам.

Под сарафан невесты было принято поддевать сразу несколько юбок — для того, чтобы придать фигуре визуальный объем. Также юбки использовались в качестве нижнего белья.

Головные уборы русских невест

Неизменными атрибутами свадебного женского наряда на Руси были головные уборы, которые надевались на волосы, распущенные, или заплетенные в аккуратные косы. Для кос были предусмотрены особые украшения — косники, которые представляли собой красивые ленты с вышивкой, натуральным жемчугом, ажурным кружевом, бисером, с массивными подвесками.

накосник

Накосник

Одну косу невеста могла носить до венчания, а уже после она заплетала волосы в две косы, которые оборачивались вокруг головы. После венчания девушка надевала соответствующий своему статусу головной убор — повойник, кокошник, сороку.

Как и другие элементы свадебных костюмов, кокошники имели роскошный декор. Особую ценность представляли кокошники с жемчугом, которые выглядели как настоящие произведения искусства.

Отношение к ним было соответствующее: жемчужные кокошники почитались за семейные реликвии, и передавались из поколения в поколение.

девичий венец и накосник

кокошник , вышивка камнями и стеклом по золотому шитью

Свадебный венец

Девичий венец

Пояс невесты

Следует упомянуть и такую деталь, как пояс. Пояса делали выгодный акцент на красоте женской фигуры, ее формах. Такие аксессуары выполняли и практические функции — фиксировали одежду.

Для свадебных нарядов выбирались искусно украшенные пояса из плотного материала. Способ завязывания пояса зависел от длины аксессуара. В некоторых областях у невест было принято надевать сразу несколько поясов — считалось, что так наряд выглядит богаче и эффектнее.

Пояса завязывались на узел, их концы могли быть закручены.

Наряд жениха

Что касается русского свадебного наряда жениха, то он был одинаковым во всех регионах страны. Основными элементами костюма были брюки из сукна, рубаха с красивой вышивкой и пояс. Нередко костюмы дополнялись шубами, теплыми, красиво расшитыми кафтанами — причем, вне зависимости от времени года. На венчании жених стоял, подпоясанный вышитым полотенцем.

кафтан

Рубаха жениха обязательно должна была быть украшенной. К декору предъявлялись особые требования — вышивка красного цвета (если рубаха была белой) по линии подола и на рукавах.

Также вышивкой украшался участок груди. Были распространены и яркие красные рубахи, которые смотрелись особенно празднично.

Цвет брюк жениха принципиального значения не имел, однако предпочтение тоже отдавалось ярким гаммам.

Интересный факт: рубашку для жениха вышивала его невеста. Процесс вышивания у девушек на Руси было принято сопровождать молитвами: таким образом, девушка делала своему суженому своеобразное послание через узор, желала ему любви, благополучия, здоровья.

Крой свадебной мужской одежды оставался неизменным на протяжении многих столетий. Небольшие изменения касались отдельных элементов одежды, например, воротника. Косоворотка, которую сегодня многие ассоциируют с национальным мужским костюмом, появилась относительно поздно. Исконно русскими можно считать, скорее, мужские рубахи с прямым вырезом на участке горловины.

Свадебный наряд как традиция

Практически каждый элемент свадебного наряда на Руси имел особое значение, был глубоко символичным. Примечательно, что его удалось сохранить.

Несмотря на сложные времена, которые переживала страна, традиции, связанные с русской свадьбой, бережно передавались из поколения в поколения. Во многом, благодаря этому их удалось сохранить.

Многие современные девушки, знакомящиеся с традициями русского свадебного костюма, часто замечают знакомые черты, элементы.

Русский свадебный наряд сегодня

Свадьбы в русском стиле становятся все более популярными. Невеста в кокошнике, жених в красиво расшитом кафтане — то, что уже давно не считается экзотикой, проявлением китча. Многие молодожены делают выбор в пользу национальных костюмов, отказываясь от привычной торжественной одежды, успевшей надоесть.

Русский свадебный костюм

Современных женихов и невест привлекает самобытность национального свадебного костюма, его яркость, колорит, уникальный декор.

Эффектные, красивые наряды в русском стиле создают по-настоящему праздничную атмосферу на свадьбе, формируют особое настроение у жениха, невесты и их гостей.

Все, кто присутствовал на свадебных торжествах в русском стиле, отмечают: национальные наряды по-настоящему украшают собой новобрачных. Русская свадебная одежда подчеркивает женственность и красоту невесты, делает акцент на мужественности жениха.

свадьба в русском стиле

Источник: http://slavmoda.com/russkij-svadebnyj-naryad/

Русский народный свадебный костюм — образ жениха и невесты, фото

Торжественный и долгожданный день бракосочетания всегда должен проходить в том стиле, который выбирают молодожены. Тематик для проведения свадьбы очень много, но особое внимание заслуживает народный стиль.

Праздник будет сочетать не только специфическую одежду, но и традиции предков. Русский народный свадебный костюм должен быть на особом счету, и его выбирать придется со всей тщательностью, желательно даже вспомнить исторические факты.

А бабушки да дедушки могут подсказать такие традиции, которые давно уже всеми забыты.

Из чего состоял свадебный костюм невесты на Руси

Наибольшее количество памяток культуры о свадебных мероприятиях существует со времен Киевской Руси.

Когда было принято христианство, влюбленные стали открыто праздновать создание новой семьи, этому дню отводилось особое значение.

Так, в это время стали развиваться народные костюмы, которые выполняли роль свадебного платья невесты и наряда жениха. Они сочетали всегда самые богатые ткани, узоры, народную символику.

Во всех свадебных народных костюмах на Руси по обычаю встречалась рубаха. Она могла быть длинной или короткой, как современная мужская сорочка. Из сарафана выглядывали только определенные части данного элемента одежды, поэтому называли иногда такую рубаху «рукава».

Вот эти части были вышиты самыми красивыми узорами. На плечах таких свадебных народных рубах были специальные вставки, которые украшались отдельно. Принципиальное отличие обычного ежедневного наряда от свадебного – богатство обработки второго.

Никаких белых платьев тогда даже придумать не могли.

Рубаха одевалась под свадебный сарафан и была неотъемлемой частью народного наряда. Ее сшивали из 4-х кусков натуральной льняной ткани (изредка из 2-х) и вышивали шелковыми нитками.

Часто использовались разнонаправленные стежки, которые создают эффект «живого» орнамента. Сам узор мог иметь геометрический формат (острые углы, бесконечные линии или полоски) или природный (цветы, завитки, листики).

Это выбирала сама невеста, как и выполняла всю работу.

Сейчас же русский народный костюм для свадьбы тоже обязательно должен иметь вышитую рубаху, но она уже имеет видоизмененный вид – выбираются любые цвета, возможна машинная работа, а не ручная. Невесте не нужно сидеть ночами над пяльцами, чтобы быть красивой на свадьбе – стоит пройтись по большим магазинам, найти подходящий вариант свадебной рубахи.

Cарафан

Платье для свадьбы было без рукавов, на узких или широких лямках. В начале развития торжественных церемоний сарафан был клинообразным – состоял из нескольких частей, расширенных к низу.

А позже он стал перевоплощаться в прямой вариант кроя. Но в обоих случаях талия не подчеркивалась, сарафан был свободным и скрывал все параметры женского тела.

Тем более, что материал был настолько плотным, что даже формы женщины тяжело было углядеть.

Другое дело сейчас – на свадебное торжество можете одевать самые прилегающие наряды, которые стройнят и открывают любые части тела.

Если же вы выбираете народный стиль, то формат сарафана нужно сохранить, да одеть так, как это было принято нашими бабушками.

Позаботьтесь о том, чтобы орнаменты на таком свадебном наряде соответствовали вашим предпочтениям – каждый узор в народе что-то обозначает и очень важно, чтобы эти утверждения сочетались с вашим мировоззрением.

Передник

Эта часть крестьянского убранства имела место быть и в свадебном наряде. Передник по своей форме немного похож на современный фартук и предназначение у него было таким же.

Этот элемент одежды тоже вышивался, но не столь густо, как рубаха или сарафан. Его разрешено было делать коротким с завязками за спиной или длинным – через шею. Разные варианты передников позволяли каждой новобрачной выделиться, быть особенной.

Девушки показывали свою хозяйственность в умении делать свадебный наряд.

Для современной свадебной церемонии можете заготовить передник, но на всем мероприятии в нем быть не рекомендуется. Причина этому одна – такой фартук может закрывать красоту самого сарафана, поскольку надевается поверх него.

Лучше передник использовать для определенной части фотосессии, но не в момент венчания или торжества.

Обратите внимание, что многие губернии вообще не имели традиций носить передники с сарафанами – вот почему он является не обязательным на свадьбе.

Один или несколько поясов

Ремень всегда использовался для подчеркивания талии, красивых женских форм. Он является еще и функциональным приспособлением – удерживает одежду на фигуре.

На свадебных церемониях невесты иногда использовали такие пояса. Они были вышитыми, очень плотными и могли по-разному завязываться, поскольку длина у каждого была разной.

Некоторые новобрачные надевали сразу несколько поясов для того, чтобы выделится да видоизменить свадебный наряд.

Способов подвязывания существует несколько – с узлом или без него, с бантом или с «закрученными концами». Невеста может одевать пояс в разных местах: под грудью, на поясе.

Все это зависит от того, какие элементы женского тела необходимо подчеркнуть, а какие – скрыть.

Для тонких станов с широкими бедрами пояс лучше завязывать на талии, а если хочется визуально увеличить грудь, то ремень стоит закрепить под ней.

Нижние юбки

Этот элемент свадебной одежды выполняет не такую уж большую задачу, но в древние века он очень часто использовался. В нижней юбке невеста могла ложится спать в первую брачную ночь. Техника ее выполнения была такой, как для части сарафана: клинообразно или прямого кроя. Внизу такой элемент одежды вышивался шелковыми нитями, а верхняя часть шилась на резинке без застежек.

Читайте также:  Уроки вышивки лентами: простой прямой стежок и его разновидности

Для современной невесты также стоит выбирать нижнюю юбку – ведь она будет выглядывать из низа сарафана на 10-15 см. Выбор ее должен базироваться на цветовых предпочтениях, орнаменте. Если сам сарафан будет вышит гладью, а низ юбки крестиком, ничего страшного, это даже более эффектно будет смотреться, но только при сочетаемости узоров, цветовых гамм.

Женский свадебный головной убор

Национальный русский свадебный наряд без кокошника невозможен. Этот головной убор присутствовал у каждой невесты, поскольку непокрытая голова считалась бесчестным поступком. Опростоволосится женщина могла только перед собственным мужем после долгих лет жизни, а для других членов семьи и знакомых об этом не могло быть речи. Платок был ежедневным элементом для носки, не праздничным.

Современная невеста, выбирая торжество в русском народном стиле, должна приобрести для себя красивый кокошник. Это высокая полу-шапка с открытым затылком, украшенная разными камнями, бусинами, золотом, вышивкой.

Кокошник может надеваться на специальную тонкую шапочку, которая скрывает волосы и защищает голову. Выбирая такой вариант для головы, о фате и о прическе тоже стоит задуматься, поскольку длинные волосы очень хорошо видно из-под кокошника.

А длинный свадебный аксессуар может стать нежным дополнением к свадебному образу.

Если девичий кокошник для русской свадьбы надевать не хочется – стоит выбрать ему достойную замену. Венок из цветов – полевых или тепличных – будет к месту в соединении с народным убором и лентами.

Поскольку женский сарафан и кокошник часто выполняются в красных тонах, то и другие аксессуары могут выполняться в таком же формате. Главное в образе – правильно соединить народные элементы и современные.

Нелепо будет выглядеть народный костюм с ярким колье, лучше выбрать не очень вызывающие аксессуары.

Значение и символика узоров на древнерусских костюмах

Свадебный наряд невесты и жениха народного стиля обязательно вышивался различными рельефами, могло задействоваться и вязание для этого. И у каждого такого узора было свое назначение.

В зависимости от того, что изображалось на свадебном костюме, могла изменяться супружеская жизнь. Поэтому в древней Руси выбирались самые добрые, вещие, правильные знаки.

Вот некоторые популярные трактовки символов:

Звезда или Крест Сварога обозначает сворачивание и открытие Вселенной. Это благодать от Бога, которая должна проноситься сквозь всю жизнь. Белобог – этот символ приносил удачу, свет в семью. Такая народная вышивка на свадебном наряде означает, что повседневная жизнь будет в радости и счастье. Богодар – обозначает, что все небесные Боги будут благосклонны к семье.

А к Высшим Силам каждый сможет обращаться с любыми просьбами и молитвами. Волот размещался на свадебном наряде жениха и означал силу, мощь человека. Чтобы муж был главой семьи, мать вышивала такие символы на рубахе. Дерево жизни. Само название говорит, что такой символ обозначает начало нового витка.

В современном мире его вышивают тем новобрачным, которые стают под венец не в первый раз.

Духовная сила – вышивается и у женщин, и у мужчин. Символ будет означать общую мощь семьи и ее устойчивость к внешним изменениям.

Обувь и украшения невесты

Для ног на Руси использовались разные виды обуви. В летнее время часто брались сандалии. Но в лютые холода использовались обязательно народные валенки из шерсти. Этот истинно русский вид обуви обязательно шел в приданое каждой девушке.

И сейчас к валенкам россияне питают особую страсть. Поэтому, если вы выбрали русский стиль свадьбы, да еще и зимой – такая обувь будет идеальным дополнением к образу.

В противном случае, могут подойти любые красивые туфли, которые схожи по цветовой гамме с нарядом.

Что же касается остальных украшений – то их должно быть минимальное количество. Формат русского народного свадебного костюма уже очень сильно разукрашен и не требует дополнительного лоска.

Очень легко в этом случае переборщить: яркие бусы, колье, браслеты и кольца больше подходят к классическому современному свадебному платью, но не к народному стилю.

Пусть расшитые рукава так и останутся тем единственным моментом, который привлекает больше всего внимания.

Мужской свадебный наряд

Мужчина на собственной свадьбе был менее ярким, нежели супруга. Костюм для жениха включал брюки и рубашку с длинным рукавом. Второй элемент мог шиться аж до пояса.

А все это связывалось широким и длинным поясом. Эта деталь вышивалась такими же нитками и узорами, как женский свадебный наряд.

Рукава и горловина сорочки тоже были в орнаментах, символичных узорах, это обозначало богатство будущей молодой семьи.

В нынешнее время при выборе народного стиля свадьбы в качестве брюк разрешено выбрать классические черные варианты, а вот с верхом нужно потрудиться. Поскольку рубашка является основным красочным элементом, то ее нужно выполнить в стиле наряда невесты. Стоит повторить цветовую гамму, тип выполнения узоров и вышивки. Для основы можно использовать красный цвет – как самый популярный на Руси.

Фото русских народных свадебных костюмов

При выборе стиля для собственного свадебного торжества, нужно просмотреть множество уже реализованных идей (на разных фото, видео). Будьте особо внимательны при соединении образов жениха и невесты, особенно если была выбрана народная тематика. Приводим подборку лучших народных свадебных костюмов в русском стиле, которые могут послужить основой для будущего свадебного наряда.

Источник: https://svadbavo.ru/journal/podgotovka-k-svadbe/svadba-v-stile/russkiy_kostum

Мужская рубаха

Рубаха — Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать».

Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава.

Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха.

Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень». Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица».

Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой.

Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов.

Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

Мужская рубаха и ее особенности

На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах: 1. Туникообразная. 2. С прямыми поликами. 3. С узкими нашивками на плечах. 4. На кокетке.Туникообразный покрой мужской рубахи — наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой.

Различают два типа туникообразной рубахи: «с бочками» и «без бочков». Рубаха «с бочками» образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие «бочки» и рукав прямого покроя.

Туникообразная рубаха «с бочками» имеет несколько вариантов:

— С прямыми цельными бочками; — со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками); — с бочками, выкроенными «по-топорному» или «в замок» (в северных регионах); — с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае); — «колошкой». Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника; — туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника «голошейка» или с воротником «стойка». «Голошейку» я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник «стойка», застежка на пуговицы.Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела — шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента.

Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача.

По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

Рисунок материала для мужской рубахи.

Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный; Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная; Клетка мелкая, цвет: сочетание белый — красный, темнобордовый — черный; Полоска мелкая, цвет: голубой — белый, красный — черный — желтый, бордовый — черный; Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.

Крой мужской рубахи

Мужской костюм старообрядцев Алтайского края.

До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. Поэтому мы можем рассмотреть их менее детально, но с полным описанием традиционного кроя.

Рубаха.

Древнерусские мужские рубахи были также прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).Для пошива рубахи чаще всего использовался домотканый холст (см. Раскрой рубахи), позднее — покупные ткани: кумач, сатин, шелк (см. Раскрой рубахи с кокеткой). На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую — как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.Мерки:Длина Изделия — от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки — от шеи до середины запястья, Объем Кисти — меряется с подогнутым большим пальцем.Раскрой рубахи: См. рис. 18. Ткань — домотканый холст (ширина 40см).

Читайте также:  Сосуд для плавления и выливания воска

Расход ткани 3.5м.

Все детали кроятся по прямоугольникам. Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряется 2 Длины Изделия (перегибается пополам). Длина бочка = Длина Изделия — Длина проймы. Ширина бочка -1.5 полотнища — 40см+20см, на худого мужчину — 40 см. Ширина рукава 60см.

Длина рукава = Длина Руки — Ширина Плеча (на 48-50 размер длина рукава 70-72см). На рукав -1.5 полотнища (40см+20см). Глубина Проймы — 30см, если рукав без сборок, 25 см + 10 см, если со сборками на плече (10 см на сборки, 5 см спереди, 5см сзади). Ластовицы 15х15 см или 20х20см.

1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.2.Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.4.Нашить становину на рукав, рукав на бочок.5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.б. Ластовицу вшить «в надсечку». На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.7.Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.8. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см ) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.9. Обработать низ рубахи. Отделка «полянкой» рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Отделка «кержацкой» рубахи

Застежка на правую сторону. Вышивка в квадрате по переду. Проставка из тканья по рукаву может быть вышитая. Свадебная рубаха украшалась мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее — тесьмой. Если набраны складки то вышивкой по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Раскрой рубахи с кокеткой:

См. рис.20 Ткань — сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см. Воротник- стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см — отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

Последовательность шитья:

1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.

2.Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.4. Ластовицу вшить «в надсечку». На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку.7.Обработать низ рубахи.

Отделка рубахи

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5×15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.

Ворот рубахи

Ворот — рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле.

Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» — затрату, потерю.

Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.

Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников.

Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов — кости и дерева.

Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа.

Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей — конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.

Схема кроя мужской рубахи

Здесь я буду отчитываться о проделанной мною работе. Заодно можно посчитать какое количество времени потребуется для того, чтобы сшить мужскую рубаху. (и, конечно, поучиться на ошибках) Начала шить рубаху по этой схеме. Для этого мне понадобились: — 2 метра белого льна — 0,5 метров красного льна. Пойдёт на ластовицы. На самом деле материала нужно совсем чуть-чуть — 16х32 — учитывая загибы по 1 см. Для вышивки: «мулине» красного цвета. Выбирается узор и вышивается гладью (лучше счётной), тамбуром или крестиком. Также имеют место быть комбинированные техники.Выкройка очень проста, 95% всей работы занимает вышивка, но и она не такая уж и сложная. Кырка, к тебе обращаюсь. Для экономии материала предлагаю вот такое расположение полотнищ.Затем, страшно, конечно, но всё надо вырезать. А теперь о вышивке. Рукава можно смело вышивать, а всё остальное только после того как рубаха уже сшита. (для того чтобы не нарушить рисунок). моя вышивка на рукаве:Изнанка вышивки должна получиться тоже более менее красиво. Узелков делать нельзя! Считается, что узлы делаю для порчи.(мне так сказали) А мы портить никого не хотим,тем более, что без узелков даже удобнее. Все нитки заправляем в в сам узор с изнаночной стороны. Он не распустится, боятся нечего.

Мужская свадебная рубаха, выкройка

Источник: https://www.perunica.ru/rukodelie/561-muzhskaya-rubaxa.html

Русский народный свадебный костюм

09:27 pm — Русский народный свадебный костюм

Девичий «печальный» костюм Конец XIX — начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду.

Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX — начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов.

Девичий праздничный костюм 1910—1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом.

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Женский свадебный костюм Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой.

Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда.

Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками.

С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в.

этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье-«грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

Костюм новобрачной 1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд

Мужская свадебная рубаха 1920-е гг. Курская губерния, Суджанский уезд

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Рязанская губерния, Сапожковскии уезд

Русский народный свадебный костюм. Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

Источник: https://olga-z-v.livejournal.com/285412.html

Мужская народная одежда

Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной. Она состояла из рубахи, штанов, пояса, головного убора, украшений. На территории Воронежской губернии можно выделить три типа мужских рубах: туникообразная рубаха, рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, рубаха на кокетке. 

Читайте также:  Топиарий из морских ракушек и бусин

Туникообразные рубахи имели несколько вариантов кроя. Рубаху с прямыми бочками шили из одного полотнища ткани, которое перегибали по утку, на месте сгиба делали вырез для головы. К центральному полотнищу пришивали рукава и прямые куски ткани, которые образовывали бочка рубахи.

Между бочками и рукавом вшивали прямоугольные ластовицы, как правило, из ткани другого цвета (чаще всего красные). Рубаху шили с «подоплекой» — подкладкой из грубого холста, которую подшивали в верхней части изделия.

В конце XIX — первой трети XX века «подоплеку» чаще всего делали прямоугольной, но в некоторых селах она кроилась старым способом в виде треугольника. В селах Платава, Краснолипье Коротоякского уезда такая рубаха называлась «с мотоузом» или «с хрестом».

Здесь шов, прикреплявший «подоплеку», украшали вышивкой красного цвета, в вершине треугольника — посередине спинки и переда, вышивали маленький крестик. Туникообразная рубаха с косыми бочками отличалась тем, что к центральному полотнищу пришивали клинья, расширяющиеся книзу.

Туникообразную рубаху без бочков из одного перегнутого полотнища изготовляли из фабричного материала, который имел большую ширину, чем домотканый холст, что и позволяло шить рубахи с таким кроем. Рубахи различались положением разреза горловины, оформлением ворота, украшением.

Рубахи туникообразного покроя шили длиной до колен, с прямыми или сужающимися к кисти рукавами. Носили ее навыпуск, поверх штанов, подвязывая узким пояском, нередко с напуском -«пазухой». В конце XIX — начале XX века стали шить более короткие рубахи и подпоясывали их по талии. У русского населения бытовали рубахи с разрезом ворота на левой стороне. Горловину отделывали узкой обшивкой из холста или другого материала. Позднее появляются рубахи с небольшой стойкой. Разрез ворота украшали тесьмой, небольшой вышивкой.

В украинских селах разрез ворота делали прямым, горловину оформляли узкой обшивкой, небольшой стойкой или делали отложным. Ворот застегивался на пуговицу или завязывался тесьмой.

В некоторых украинских селах под влиянием русского населения появились рубахи с левосторонним разрезом ворота.

В конце XIX — начале ХХвека как русские, так и украинцы носили рубахи, у которых разрез ворота прикрывается красиво вышитой планкой («манишкой»).

Мужская рубаха. С. Новая Усмань Новоусманского района (Усмань Собакина Воронежского уезда). Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол 

Мужская рубаха украинских переселенцев, с. Залиман Богучарского уезда. Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.

Рубахи шили из домотканого льняного или конопляного холста белого цвета, иногда из синей или красной пестряди. В каждой местности их украшали в соответствии со сложившимися традициями. Как правило, украшения располагали на подоле, по низу рукавов, иногда на плечах. Особенно красиво отделывали свадебные рубахи и праздничные — для молодых мужчин.

Мужская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, бытовала в селах Острогожского, Бирюченского, Нижнедевицкого, Коротоякского уездов, в местах распространения рубах с черной расшивкой. Ее покрой был аналогичен покрою женской. Полики, верхнюю часть рукава, низ рубахи вышивали черной геометрической вышивкой техникой «набор».

Мужская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, с тремя несимметричными полотнищами стана, отмечена в костюме украинцев села Ендовище Землянского уезда. У русских, помимо Воронежской губернии, она имела локальное распространение в Смоленской и Псковской губерниях.

Такие же рубахи характерны для костюма белорусов, известны на севере Украины, а также у поляков и чехов.

Мужскую поясную одежду — порты или штаны — шили из холста, пестряди или набойки. Порты состояли из двух штанин (русское -«колоши», украинское — «холошни»), между которыми вшивалась вставка (русское — «ширинка», украинское — «мотня»). Порты различались шириной и длиной штанин, формой вставки.

У русского населения были распространены порты с узкими «колошами», состоявшими из перегнутого по основе ткани прямого полотнища. Штанины соединялись двумя трапециевидными или прямоугольной вставками. В верхней части порты собирали на вздержку — «гашник», позднее на пояс.

В переднем соединительном шве делали прореху. Порты изготовляли недлинными, заправляли их в сапоги или онучи. В Воронежских актах XVII века упоминаются теплые «штаны козлиные». В конце XIX — начале XX века зимние штаны изготовляли из сукна.

Праздничные штаны молодых мужчин шили из плиса или других фабричных тканей темных цветов.

Рубаха мужская. Первая треть XX века. С. Никольское Воронежского уезда. Из коллекции ВОКМ

Украинцы, наряду с узкими штанами, носили широкие шаровары, штанины которых выкраивали из двух полотнищ ткани, соединенных прямоугольными или ромбовидными вставками. Многие исследователи народной одежды считали шаровары с низко спускающейся «мотней» отличительной особенностью мужского костюма украинцев.

Барон Август Гакстгаузен, путешествовавший в середине XIX века по России и посетивший Воронежский край, писал о жителях Острогожского уезда: «Летняя одежда мужчин состоит из белых широких шаровар и белой полотняной рубашки, подпоясанной сверх них…».

В некоторых уездах (Бирюченский, Валуйский, Богучарский) эта традиция прослеживается и в конце XIX века. Мужские головные уборы разнообразны как по форме, так и по материалу.

В русских селах был широко распространен древний головной убор «валенка» («еломок», «ермолка»), который изготовляли из валяной шерсти белого или коричневого цвета в форме усеченного конуса с закругленным верхом и прилегающими к тулье отогнутыми полями.

Помимо «валенок» весной и осенью носили шапку валяную из шерсти коричневого цвета — «грешневик». Она имела вид высокого цилиндра с маленькими прямыми полями. Трешневики вошли в состав русского мужского костюма не ранее конца XVII — начала XVIII века возможно из костюма литовцев.

В русских селах в праздничные дни надевали черные поярчатые шляпы с небольшими полями и высокой тульей, которые украшали золотой или серебряной нитью, лентами, цветами. П.

Малыхин, описывая в середине XIX века быт крестьян Нижнедевицкого уезда, отмечал: «В праздники они (мужчины. — Прим. авт.

) надевают поярчатые шляпы, которые убирают павлиньими перьями, бархатками со стальными пряжками и мишурным золотом.».

Рубаха мужская. Деталь. Первая треть XX века. С. Никольское Воронежского уезда. Из коллекции вокм

В селе Кочугуры Нижнедевицкого уезда Н.И. Второв обратил внимание на суконные шапки с четырехугольным верхом — «елкасы», которые были «…подобны польским конфедераткам».

Шапки с четырехугольным дном были широко распространены у всех восточнославянских народов, причем, выполнялись из различных материалов. В летнее время украинцы надевали плетеные соломенные шляпы с усеченной плоской тульей и широкими полями — «брили», «брыли».

Шляпы и картузы из ржаной соломы изготовляло русское население Коротоякского уезда. Зимой как в русских, так и в украинских селах мужчины носили меховые «треухи», суконные и плисовые шапки с меховой оторочкой.

В русских селах бытовали вязанные из шерсти шапки в форме конуса, известные на всей территории расселения русского народа. Отличительной особенностью костюма украинских мужчин были высокие овчинные шапки полусферической или конической формы — «кучма».

Уже в первой половине XIX века в селах находит распространение картуз из фабричной ткани, который в конце XIX века постепенно вытесняет другие типы летних головных уборов. В начале XX века в моду входит кепка, сменившая в обиходе картуз.

Мужской костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Афанасьевка Бирюченского уезда Из коллекции ВОКМ.

Мужской костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Афанасьевка Бирюченского уезда Из коллекции ВОКМ.

Мужской праздничный костюм. Деталь рубахи. Конец XIX-начало XX века. С. Лесное Уколово Коротоякского уезда. Из коллекции ВОКМ.

Мужской праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Клеповка Павловского уезда. Из коллекции ВОКМ

Мужской костюм. Конец Х1Х-начало XX века. С. Краснолипье Коротоякского уезда. Из коллекции ВОКМ.

Мужской свадебный костюм. Свадебная рубаха. Конец XIX-начало XX века. С. Пчелиновка Бобровского уезда Воронежской губ. Из коллекции ВОКМ.

Мужской свадебный костюм. Свадебная рубаха. Конец XIX-начало XX века. С. Пчелиновка Бобровского уезда Воронежской губ. Из коллекции ВОКМ.

Мужской праздничный костюм. Начало XX века. С. Балахна Задонского уезда. Из коллекции ВОКМ

Толкачёва Светлана Павловна
Народный костюм Воронежской губернии конца XIX — начала XX века

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/muzhskaja-narodnaja-odezhda.html

Русские славянские рубахи, купить мужские и женские в интернет-магазине «Велес»

Славянские рубахи – русские, как и называют во всем мире – это один из символов нашей народности и единения братских стран для жителей  всего мира.

Такая одежда наглядно демонстрирует неповторимый никем Дух и сплоченность, мужественность и искренность, самобытность и верность Традициям.

Вышитый на русских рубахах славянский орнамент показывает силу владельца и его Покровителя, защищает от бед, вражеских нападок и лютых болезней. В них есть Сила Русская!

Многие знают, что каждая вещь накапливает энергетику своего владельца и способна на многое. Пришлась к телу – это старорусское выражение именно о нательной славянской рубахе.

Наши предки очень бережно и мудро относились к одежде и аксессуарам: поясам, очельям, и делали их именно для конкретного члена семьи с целью защитить, придать сил и здоровья. «Родиться в рубахе» – это означало иметь родовую защиту.

С этой же целью младенца пеленали в рубаху отца, чтобы передать ему отчую энергетику и признать своего потомка в семье.

Вообще, все праздничные и ритуальные обряды проводились в русских, славянских рубахах с поясом или без него. В такие дни влияние Нави, Яви и Прави было очень ярко выраженным.

Именно поэтому на всех женских и мужских русских рубахах славянские орнаменты имели обережное значение. Часто вороги, прочитав как вышитый рисунок как страницу книги, предпочитали ретироваться и забыть мысль о нападении.

Они знали – насколько сильной может быть такая защита Рода.

Мы предлагаем вам вернуть добрые и мудрые традиции и купить женские и мужские русские рубахи со славянской символикой не только для создания исторического костюма в реконструкциях, но и для повседневного ношения.

Наши рукодельницы шьют представленную в каталоге одежду только изо льна и хлопка, а модный сегодня этно-стиль позволяет нанести вышивку на русские рубахи так, чтобы все окружающие восторгались вашим вкусом и, красотой и уникальностью дизайна.

На нашем сайте «Велес» – славянском интернет-магазине и информационном портале можно найти готовые русские рубахи со славянскими мотивами и символикой для мужчин и женщин, а также заказать их изготовление на заказ с соблюдением всех ваших пожеланий согласно фасону, узору, размеру и материалу основы.

Создавайте одежду с Русской душой и славянские льняныне рубахи, а также другая одежда помогут вам сохранить Родные Истоки для своих Потомков!

Чем отличается косоворотка от остальных русских рубах? Русская традиционная мужская рубашка с застежкой на груди, смещенной влёво, реже вправо. Изображения рубахи с такой застёжкой, относят к 12в. В 1880-х гг. именно косоворотка была положена в основу новой военной формы в русской армии, став прообразом будущей гимнастерки.

Косоворотка — исконно русская мужская рубаха с застёжкой, которая располагалась асимметрично: сбоку (рубаха с косым воротом), а не посередине переда. Воротник — крохотная стойка. Мотивы косоворотки можно найти не только в мужской, но и в женской моде.

Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья. Косоворотка у древних славян была основой любого костюма. Её готовили из домотканины.

Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.

Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т.д.) косоворотки носили с жилетом. Следует заметить, что именно косоворотка явилась основой для возникновения в 1880 году такого элемента форменной одежды русской армии как гимнастёрка.

Источник: https://veles.site/catalog/slavyanskaya-odezhda/russkie-slavyanskie-rubahi

Ссылка на основную публикацию